Муниципальное образование №44 (Московская застава) Московский районМуниципальное образование №45 (Гагаринское) Московский районМуниципальное образование №46 (Новоизмайловское) Московский районМуниципальное образование №47 (Пулковский меридиан) Московский районМуниципальное образование №48 (Звездное) Московский район
Московский район

Численность населения

Общая
площадь

Дата
основания

343 935 71,07 1919
человек км2 год

«Южные ворота города», Московский район приобрел свой парадный облик в начале XX века. Советские власти намеревались перенести сюда административный центр Ленинграда. Через весь район проходит одна из основных и старейших городских магистралей — Московский проспект, связывающая город с югом России.

Всего проголосовавших за район:
387
АДМИНИСТРАЦИЯ

Ушаков Владимир Николаевич

Глава администрации Московского района

Родился 17 апреля 1956 года в гор. Бологое Калининской области

Образование:

В 1978 окончил Рыбинский авиационный технологический институт

В 2003 - Северо-Западную академию государственной службы

Профессиональная деятельность:

1978 - 1980  - служба в Вооруженных силах

1980 - 1984  - техник-смотритель, инженер, старший мастер в  Жилищном производственно-эксплуатационном тресте №1 Жилищного управления Октябрьского района Ленинграда

1984 - 1997 - заместитель начальника по эксплуатации, заместитель начальника ПРЭО, начальник производственного ремонтно-эксплуатационного объединения Октябрьского района, директор Октябрьского Районного Жилищного Управления

1997 - 2000 - директор Санкт-Петербургского государственного учреждение «Дирекция по содержанию общежитий»

С 2000 года работает в администрации Московского района Санкт-Петербурга

С 2003 года - первый заместитель главы администрации Московского района Санкт-Петербурга

С 2014 года – глава администрации Московского района Санкт-Петербурга

Женат, воспитывает троих детей.

Московский район расположен на юго-западе Санкт-Петербурга и занимает площадь 7107 га. Район по праву называют южными воротами города, поскольку на его территории расположен международный аэропорт «Пулково», а также проходят две крупные автомагистрали северо-запада России — Московское и Киевское шоссе.

Сегодня это район широких проспектов и площадей, великолепных архитектурных ансамблей, красивых зеленых парков, скверов и дворов.

 

История

История формирования Московского района неразрывно связана с историей развития Московского проспекта, вдоль которого район и формировался. Дорога, на которой сейчас находится Московский проспект, возникла ещё до существования Петербурга как дорога на Великий Новгород. В районе построенных в XIX веке Московских ворот начинался собственно Московский тракт. Тут находились шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и караульная будка с будочником (у проезжавших проверяли подорожные и взимали сборы). Первая была у городской заставы, вторая, или средняя, рогатка находилась там, где сейчас раскинулась площадь Победы, а третья, дальняя, — возле мельничной плотины у подножия Пулковской горы.

В 1714 году на Средней Рогатке был построен путевой Среднерогатский дворец для отдыха «августейших особ» в дороге. А в 1774 году около Первой Рогатки начали строить новый путевой дворец, который вначале назывался Кикерикекинским, а с 1780 года — Чесменским. В 1831 году дворец передали под богадельню, перед которой разбили большой парк, а в 1971 году снесли для строительства памятника на Площади Победы.

В первой половине XVIII века застройка на Московском тракте тянулась только от Сенной площади до Фонтанки, южнее шумел лес, а на месте осушённых в 1730-е годы болот в районе Лиговского канала, пересекавшего дорогу, зеленели огороды. В первые годы тракт был плохо укатан, в дождливые дни он раскисал, путешественников трясло на рытвинах и ухабах. Но после учреждения в 1762 году Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга были проведены больши́е работы по благоустройству дороги: на всём протяжении до Царского села её расширили, по обеим сторонам проложили осушительные канавы, закрыли их и соединили между собой поперечными подземными сводами; проезжую часть засыпали песком, а затем мелким булыжником; по сторонам обложили «насыпь» кирпичом и снова покрыли толстым слоем чистого песка. Всё это завершилось к 1787 году. В это же время на дороге установили мраморные верстовые столбы, тринадцать из которых сохранились по сей день, выполненные по проекту архитектора Антонио Ринальди, хотя документально авторство Ринальди не подтверждается. Сравнительно недавно в собрании музея города Ангулема во Франции среди чертежей архитектора Ж. Б. Вален-Деламота был обнаружен проект верстового столба, поставленного у Обуховского моста (такой же столб сохранился у Орловских ворот).

Рост Петербурга и развивающаяся промышленность требовали всё бо́льшего сырья и продовольствия, поэтому в начале XIX века возникла необходимость в переустройстве и улучшении тракта. В 1817—1834 годах он был выровнен, расширен, замощён тёсаным брусом, и превратился в первое в России шоссе, протяжённостью до Москвы. Вдоль него от Обводного канала до Средней Рогатки высадили небольшие липы.

В 1838 году на новой границе города установили Московские триумфальные ворота. В это время вдоль тракта тянулись богатые дачи титулованных владельцев. Однако после окончания строительства железной дороги до Москвы, транспортное значение Московского тракта резко упало, и южнее обводного канала вместо дач стали появляться мелкие фабрики, территории города в советский период изменялись и границы Московского района, образованного в 1919 году. В год образования района его южная граница отодвинулась от Благодатной улицы до Средней Рогатки. В последующие четыре десятилетия происходили неоднократные изменения северной, западной и восточной границ Московского района, во время которых он включал в себя части современных Кировского, Адмиралтейского, Центрального и Фрунзенского районов. С 1936 года на Московском проспекте развернулись крупные работы по разработанному генеральному плану развития Ленинграда. Ядром застройки не только Московского района, но и всего города стала предполагаемая главная площадь Ленинграда — Московская, поэтому неузнаваемо преобразился Московский проспект. Но лишь после Великой Отечественной войны с образованием садово-паркового хозяйства Московского района началась разбивка парков, садов, скверов и планомерное озеленение Московского проспекта и всего района. Были заложены парк Победы и парк Авиаторов, озеленялись вновь возникающие улицы района.

В 1961 году южная граница района отодвинулась к Пулковским высотам, и территория Московского района приобрела своё современное очертание. А в 1975 году с открытием монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы получил логическое завершение Московский проспект. За площадью Победы Московский проспект плавно переходит в Пулковское шоссе, по обе стороны от которого на всём протяжении разбиты скверы и сады, а с 1989 года начался формироваться и парк Городов-героев. С 1971 года вдоль Пулковского шоссе разместились теплицы фирмы «Лето» (ликвидированные в начале 2000-х гг.), а за железнодорожной платформой «Аэропорт» идёт территория аэропорта «Пулково». На подъезде к Пулковским высотам у шоссе сохранились два старинных фонтана, сооружённых около двухсот лет назад, за которыми от шоссе уходит дорога к городу Пушкину. Пулковские высоты, поднимающиеся над уровнем моря на 75 м, являются частью холмистой гряды из ледниковых отложений, окаймляющей Московский район с юга.

С 1839 года на Пулковской горе действует Главная астрономическая обсерватория Академии наук. По Пулковским высотам проходит Зелёный пояс Славы, на котором в 1967 году был открыт памятник «Пулковский рубеж» и разбит большой сквер на месте ожесточённых боёв 1941—1944 гг. С Пулковских высот открывается необозримая панорама Московского района.

В 2005—2006 годах на Московском проспекте проведен комплексный ремонт. Было уложено современное дорожное покрытие, установлены новейшее осветительное оборудование и технические средства регулирования дорожного движения.

Московский проспект имеет достаточно завершенный архитектурный облик. Строительство новых зданий здесь практически не ведётся. Однако в 2008 году на пересечении Московского и Лиговского проспектов был возведен отель Holiday Inn «Московские ворота». В 17-этажном здании размещено 557 современно оборудованных номеров – от комфортабельных стандартных до номеров люкс. Также на Московском проспекте идет строительство двух жилых комплексов — «Империал» (пересечение Московского проспекта и Киевской улицы) и «Граф Орлов» (Московский проспект, 181). Девелопер обоих объектов — строительная компания «ЛЭК». ЖК «Империал», расположенный у Воскресенского Новодевичьего монастыря, представляет собой восемь 19-этажных башен, соединенных 5-этажными зданиями. ЖК «Граф Орлов» занимает квартал между Московским проспектом и Варшавской улицей. В него также входят несколько высотных доминант.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ