Муниципальное образование №18 Гражданка

Численность населения

Общая
площадь

Дата
основания

76034 1827
человек км2 год

Во время войны на Гражданке появился военный аэродром, который использовался тяжелыми самолетами и являлся главным аэродромом ударной авиации Краснознаменного Балтийского Флота. Он отличался от других аэродромов своими значительными размерами, качеством взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, радиооборудованием и др. всевозможным техническим оснащением по последнему слову военной техники того времени.

Всего проголосовавших за район:
191
АДМИНИСТРАЦИЯ

Вайцехович Наталия Анатольевна

Глава муниципального образования №18 Гражданка

Родилась 7 января 1973 года в Ленинграде. С рождения живет в Калининском районе. В 1990 году окончила среднюю школу №111. В 1996 году окончила Санкт-Петербургскую государственную лесотехническую академии имени С.М. Кирова. В 2010 году окончила Северо-Западную академию государственной службы по специальности государственное и муниципальное управление.

С 2009 года является депутатом Муниципального совета Гражданка и избрана на должность Главы Муниципального образования. Замужем, имеет двух дочерей.

Лебедева Наталья Сергеевна

Исполняющий обязанности главы администрации муниципального образования №18 Гражданка

Муниципальный округ Гражданка получил своё название от исторического района Гражданка, в границах которого он располагается. Район, в свою очередь, получил название от одноимённой деревни (первоначально Горожанка), основанной в конце XVIII века графом А. Р. Воронцовым.

Гражданкой называется историческая часть территории современного Калининского района Санкт-Петербурга, которая ранее состояла из расположенных рядом нескольких поселений – Дорога в Гражданку, Немецкая Гражданка и Русская Гражданка. Название «Гражданка» связано непосредственной близостью к Санкт-Петербургу и также ранее употреблялось как «Горожанка».

Впервые поселение деревня Горожанка (Гражданка) возникло в конце XVIII века на дороге из Мурино в Санкт-Петербург. Основал поселение граф А.Р.Воронцов на землях своего имения. В начале XIX века рядом с деревней Гражданкой появилась Колония Гражданка или Немецкая Гражданка, которая была заселена большей частью переселенцами из княжеств тогдашней разделенной Германии. Немцы-переселенцы называли свои поселения колониями, откуда и пошло название «колонисты». Колонисты не ассимилировались, жили замкнуто и обособленно, с немецкой педантичностью сохраняя свои религиозные верования, обычаи и быт вплоть до мелочей, в связи с этим их поселение выглядело своеобразным «уголком Германии», однако они всегда уважали местные традиции России, куда переселились в поисках лучшей доли, и никогда не конфликтовали со своими русскими соседями. В 1827 году зажиточные колонисты выкупили часть земли Муринского имения графа Воронцова, которая заняла значительную часть территории современной Гражданки, в силу чего именно этот год принято условно считать годом образования Гражданки.

Севернее Немецкой Гражданки в XIX веке очень быстро выросло русское поселение, вскоре названное «Русская Гражданка». Впоследствии рядом с дорогой, связывавшей Гражданку с Санкт-Петербургом, возникло еще одно поселение, которое было по тогдашним меркам интернациональным и толерантным, где в мире, согласии и добрососедстве жили русские, финны и немцы. Это поселение тоже получило свое название – «Дорога в Гражданку».

На территории Санкт-Петербурга все три вышеперечисленных поселения располагались вдоль современного Гражданского проспекта, который на картах того времени именовался «дорога Гражданская».

После Великой Октябрьской революции административная принадлежность Гражданки менялась постоянно. Гражданка входила в Муринскую волость, Токсовскую волость, Парголовскую волость Петроградской губернии, а затем в Парголовский район Ленинградской области. С 1930 года Гражданка была включена в Выборгский район Ленинграда, а после образования Калининского района Гражданка стала его неотъемлемой частью. Население дореволюционной и довоенной Гражданки в основном занималось сельских хозяйством — производством молока и картофеля для жителей города. Среди промыслов были распространены лесные заготовки, торговля дровами, дрань коры и лыка, вязание веников, а после стро­ительства железной дороги «Ленинград – Васкелово» население деревни Гражданка к вышеуказанным занятиям добавило рыболовство.

В начале Великой Отечественной войны на берегу Муринского ручья трудом ленинградцев (в основном женщин и подростков) были созданы оборонительные сооружения, остатки которых можно было наблюдать еще в 80-е годы ХХ века. Мирные жители, оставшиеся на Гражданке, в полной мере пережили все тяготы блокады и далеко не все дожили до Победы.

Во время войны на Гражданке появился военный аэродром, который использовался тяжелыми самолетами и являлся главным аэродромом ударной авиации Краснознаменного Балтийского Флота. Он отличался от других аэродромов своими значительными размерами, качеством взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, радиооборудованием и др. всевозможным техническим оснащением по последнему слову тогдашней военной техники. Когда в сентябре 1941 года вокруг Ленин­града замкнулось вражеское кольцо блокады, военно-воздушные силы флота лишились большинства своих действовавших аэродромов, тогда возникла острая необходимость в новых площадках, пригодных для взлета и посадки боевых самолетов. Один из таких аэродромов в блокадном Ле­нинграде построен на месте бывшего опытного поля совхоза «Ручьи» и назван «Гражданкой», так как расположился в непосредственной близости с деревней Гражданка.

Взлетно-посадочная полоса аэродрома Гражданка пролегала по нынешнему проспекту Науки от современного Гражданского проспекта в направлении железнодорожной станции «Ручьи». Слева от взлетно-посадочной полосы (район современных улиц Софьи Ковалевской и Карпинского, а также Северного прос­пекта) находились укрытия для боевых самолетов. Южная часть аэродрома Гражданка располагалась вдоль нынешней улице Верности, где была построена одноколейная железная дорога для доставки грузов на аэродром. Эта железная дорога была разобрана в 80-х годах XX века.

Хотя в холодные блокадные зимы многие деревянные дома были разобраны на дрова, послевоенная Гражданка в основном сохраняла свой довоенный внешний вид до самого начала 60-х годов ХХ века, когда началось массовое жилищное строительство и создание «спальных» районов Ленинграда. Улицы и переулки старой Гражданки полностью исчезли или стали внутридворовыми проездами, а вновь созданные улицы получили названия, связанные с научными учреждениями севера Ленинграда и именами выдающихся ученых – проспект Науки, улица Карпинского, улица Софьи Ковалевской, улица Бутлерова, улица Фаворского. Дорога в Гражданку была продолжена до современного Суздальского проспекта и получила название Гражданского проспекта. Малоэтажные дома уступили место благоустроенным домам массовых серий 60-х – 70-х годов. Так Гражданка превратилась в современный «спальный» район. Метро пришло на Гражданку только в 1975 году с открытием станции «Академическая». Строительство нового жилья на Гражданке продолжается до настоящего времени.

В феврале 1998 года впервые избран представительный орган Муниципального образования – Муниципальный совет первого созыва. В дальнейшем выборы в Муниципальный совет новых созывов проходили в 2000 году (второй созыв), в 2004 году (третий созыв), в 2009 году (четвертый созыв). В связи с изменениями законодательства о местном самоуправлении в 2006 году впервые был образован исполнительно-распорядительный орган Муниципального образования – Местная администрация.

В Муниципальном образовании в 1999 году учреждено муниципальное средство массовой информации – газета «Муниципальная Гражданка», которая регулярно освещает актуальные вопросы социально-экономического развития Муниципального образования и публикует нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Основными направлениями работы органов Местного самоуправления Муниципального образования является деятельность по решению установленных законом вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, с которой они в настоящее время успешно справляются. При этом главную роль играют благоустройство внутридворовых территорий, а также опека и попечительство.

За успехи в работе органы местного самоуправления Муниципального образования неоднократно награждались Почетными грамотами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ